Тараненко Олег Борисович

Чёткое движение… удар… железные пальцы ломают породу… снова удар… разворот стрелы… ковш опрокидывается, ссыпая камни в кузов подъехавшего самосвала. Движения чёткие, отточенные до совершенства. «Перелёт»- «недолёт» здесь караются строго и чреваты последствиями, поэтому за пультом управления экскаваторами – профессионалы.

От да Винчи до Hitachi

Прообразы современных экскаваторов применялись при углублении каналов и русел рек в Древнем Египте и Римской империи. Совершенствованием землеройной техники занимался Леонардо да Винчи. Он разработал схему экскаватора-драглайна. В его сохранившихся записных книжках можно увидеть несколько зарисовок землечерпалок с ковшом, а также сооружений, конструкция которых напоминает современный экскаватор.
В России впервые одноковшовый экскаватор на паровом двигателе, изобретенный американским инженером Уильямом Отисом, применили в середине XIX века. Его использовали при строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
Сегодня профессия машиниста экскаватора востребована во многих отраслях. Без таких специалистов не обойтись при строительстве или ремонте автомагистралей, возведении мостов и домов, разработке пахотных земель. Участвуют они и в разработке новых месторождений полезных ископаемых. В ООО «Золото Дельмачик» экскаваторщики на вес золота – от их работы в карьере во многом зависит конечный результат – производство драгметалла.
Олег Тараненко заступил в ночную смену. Мастер может быть спокоен – Олег Борисович работает в Компании несколько лет и с первых дней зарекомендовал себя надёжным и ответственным работником.
Самосвалы идут один за другим, машинист экскаватора здесь главное звено, поэтому все разговоры только в перерыве. 

Профессия по наследству
Родился Олег Тараненко в селе Верх-Хила Шилкинского района. Мама работала в детском саду воспитателем, а отец механиком в местной организации. Мальчишки, а их в семье было трое, постоянно крутились вокруг отца и с раннего детства знали, куда и зачем пригодятся железки, которых было полным-полно в отцовской мастерской. Как и положено сельским жителям – держали хозяйство, и в заготовке сена, дров, вспашке огородов они тоже были первыми помощниками. Поэтому и выбор профессии, был для Олега очевидным – только механизация. После окончания восьми классов он поступил в Читинский сельскохозяйственный техникум и через четыре года получил диплом механика. Отслужив в армии, он вернулся в родное село и по профессии устроился в лесхоз. Работы было много, и она нравилась молодому специалисту. В те времена автопарк лесхозов был богат: не только УАЗик директора, но и спецмашины, которые задействовали в тушении пожаров, обустройстве минерализованных полос, воспроизведении лесопосадок, трактора и грузовики обслуживали слесари и токари организации. И всё бы ничего, работал бы и дальше, но наступали 90-е годы и мужики со всех окрестных сёл стали ездить по вахтам за «длинным рублём». Не остался в стороне и наш экскаваторщик. Прошёл обучение и устроился в старательскую артель. Сначала работал на погрузчике. «Сейчас таких уже нет на современных площадках, – вспоминает Олег Борисович. – Польский то был агрегат, манёвренный, для работы удобный». Заработав денег, парень решил, что пора уже вить своё семейное гнездо. И невеста нашлась ему в родном селе. Сыграли они с Алёной свадьбу в 1991 году, купили дом, народили двоих детей, и до сих пор вместе идут по жизни.

Из «Дельмачика» – только на пенсию!

Помотавшись по разным организациям, пять лет назад Олег Борисович впервые приехал на промышленную площадку в «Золото Дельмачик». Сначала работал экскаваторщиком в подрядной организации, присматривался, оценивал преимущества и искал минусы в работе. Когда появилось место, не задумываясь перешёл в штат Компании и уже более трёх лет работает вахтовым методом на правах постоянного работника. «Я здесь самый «старый» работник стал, – смеётся опытный экскаваторщик. – Помню, какими маленькими были наши первые карьеры. Теперь размах впечатляет!»
«И условия нормальные, – продолжает рассуждать вахтовик. – Вахта «30 на 30» очень удобна. Отработал и в тот же вечер уже дома, не приходится тратить личное время на дорогу, а это важно, ведь дома дел невпроворот. 15 голов скота с женой держим, огород большой, поэтому приходится крутиться на межвахте, но всё успеваем. И, что для работников важно, не было у нас такого в Компании, чтобы за все годы хоть раз задержали зарплату, с сентября ещё и хорошо повысили. Кормят хорошо, сейчас идёт строительство очередного общежития, так что скоро опять новоселье будет. А ведь были времена, когда в вагончиках жили! Я не любитель бегать из организации в организацию, так что из «Дельмачика» – только на пенсию!».
Сейчас Олегу Борисовичу, как наиболее опытному экскаваторщику, доверили новую технику. Он управляет новеньким Hitachi ZX470-5G, работать на котором одно удовольствие: простой в управлении, он имеет комфортабельную кабину, в которой тепло зимой и прохладно в июльскую жару.
Компания динамично развивается и появление новой техники на промплощадке стало частым и приятным явлением для работников. Это ещё и дополнительный стимул придаёт, ведь абы кому новый экскаватор не доверят, слишком велика ответственность, а работать в комфортных условиях стремится каждый. Так появляется здоровая конкуренция, которая ведёт к повышению профессионализма и поднимает престиж Компании.
Перерыв закончился быстро. И снова: удар, поворот, ковш опрокидывает в кузов наломанную породу, которая и их стараниями превращается в золото.